?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У меня тут началась гейшемания.

Началась неожиданно, после того, как я прослушала книгу Артура Голдена «Мемуары гейши». Конечно, я видела фильм по этой книге, несколько лет назад, но тогда, он не оставил во мне ни какого впечатления, кроме, разве что, пары кадров с цветущей сакурой. Книга намного больше и глубже фильма (хотя и о нем я планирую написать отзыв).
В первую очередь, в фильме практически отсутствует история жизни Саюри до того, как она попала в общину гейш, да и вражда с Хацумомо как-то неубедительно проиллюстрирована.

Надо сказать, что, до прочтения книги у меня были собственные преставления о гейшах, и они сильно отличались от общераспространенных. Еще, будучи студенткой, я изучала курс мировой художественной культуры, из которого узнала, что о таком явлении как гейша. В культуре Японии гейша, или гейко сродни особому виду искусства - искусство развлекать гостей. Поэтому, в начале, когда я стала знакомиться с романом, я сильно расстраивалась, где общину гейш показали как сборище разъяренных кошек. Но, по мере прослушивания, я, все больше и больше, втягивалась в перипетии жизни Саюри, да и мысль, о том, что это, все же, художественное произведение, да к тому же, написанное иностранцем, несколько примирила меня с такой картиной.

Сюжет в целом незамысловат. Можно даже сказать, что это очередная интерпретация Золушки. (Кто читает мой журнал давно, знает, что это одна из моих любимейших сказок).

Действие романа разворачивается в 30-е года ХХ века, время наивысшего расцвета культуры гейш. Девятилетняя Чио вместе со своей старшей сестренкой Сацу живут в рыбацкой деревне Йоридо. У них есть бедный домишко, настолько кривой, что прозван «подвыпившим», есть старый отец и тяжелобольная мать. Месяцами они ни чего не едят кроме рыбы. Но Чио не знает иной жизни, да и детство в любых условиях, это детство. Все меняется, когда девочки попадают в дом торговца рыбой Танака Ичиро. Торговец увидел, что маленькая Чио обладает прекрасными глазами, светло-серого цвета. Видимо, эта особенность девочки наталкивает его на мысль, что ребенка можно пристроить в квартал гейш. Танака убеждает отца продать девочек ему. А дальше, девочки попадают в Киото, где Чио суждено стать гейшей, а Сацу - проституткой. Девочки пытаются бежать, но младшей побег не удается. В наказание, старшая гейша, переводит Чио в разряд служанок. Быть Чио всю жизнь в услужении, если бы она не встретила Председателя. Эта судьбоносная встреча меняет жизнь девочки.

Жизнь в общине для юной Чио, а потом и Саюри (имя ей поменяли, когда она стала ученицей гейши) напоминает хождение по минному полю. Думаю, что лишь мое небольшое знание образцов культуры и искусства Японии порой спасало меня в те моменты, когда автор пытался отвлечься от пересказов ссор и склок женщин, и рассказать о красивом кимоно, или чайной церемонии.

Увы, тут писатель не утруждал себя глубоким анализом того или иного вида искусства, которому обучалась Саюри. Хотя, несколько ярких моментов и штрихов он все же добавил, как то замораживания пальцев в бадье со льдом, перед тем как начать играть на сямисэне, или разучивание танцев в уме, пока приходилось выполнять многочисленные поручения старших женщин. Тем не менее, долгий и трудный путь становления молодой гейши описан интересно.

Думаю, что в интересах повышения будущих продаж, Артур Голден ввел в роман целый кусок посвященный такому понятию как мизуаж. Так как эта история является кульминацией всего романа, у меня сложилось впечатление, что ради этого и была написана история. С этого момента, становиться не совсем понятно, зачем все эти танцы с бубнами школы гейш и обучения различным видам искусства, если красивых и свеженьких юных дев можно, гораздо дешевле, купить в соседнем квартале проституток. Но, автор же, не собирался объяснять, в чем различие гейш от куртизанок.

Дальнейшая часть книги наполнена историческими событиями жизни Японии (вступление во Вторую мировую войну, оккупация американцами), и рассказами о том, как Саюри меняла одного богатого покровителя на другого. Но душой, она, по-прежнему, стремилась к Председателю.
Живость языка, быстрая смена событий, надежда на воссоединение с любовью всей жизни Саюри - все это заставляла меня продолжать слушать роман. А попутно, крепло во мне желание поискать историю какой-нибудь реальной гейши. Уж наверняка, выход скандального романа побудил какую-нибудь даму, в прошлом обитающую в кварталах гейко, написать опровержение.

И я была права. Оказывается, прообразом Саюри стала реальная гейша Минэко Ивасаки, которую Артур Голден интервьюировал в процессе написания книги. Родилась она уже после войны, да и происхождение имела аристократическое. После опубликования «Мемуаров гейши» она даже подала в суд за клевету на писателя. А немного позже, издала свою автобиографическую книгу «Настоящие мемуары гейши». Минэко Ивасаки до того как она ушла из профессии в 29 лет была самой высокооплачиваемой гейшей Японии.

Ее история, уже больше посвящена искусству обучения гейш, их повседневным заботам и почетным обязанностям. Минэко, а в детстве она имела имя Масако, происходила из семьи разорившегося дворянина. Ко времени появления девочки на свет (всего в семье было 11 детей), отец занимался тем, что расписывал кимоно. Понятно, что в такой большой семье, одного работающего взрослого было недостаточно. Старших девочек отец продал в квартал гейш, а потом пришел черед и Масако. Если бы не тяжелое положение семьи, отец не пошел бы на такой шаг. Но хозяйка одной общины гейш предложила удочерить Масако и, в будущем, передать той все свое имущество. Пятилетнюю девочку поставили перед выбором: остаться дома или навсегда его покинуть. Удивительно, но девочка выбрала второе. Автор книги объясняет свой поступок тем, что уже в этом возрасте она серьезно увлеклась танцами, и понимала, что отец не сможет отдать ее в школу танцев, а гейши смогут.

Мне было очень интересно узнать, как устроены школы гейш, какие виды искусства они изучают, как происходит найм гейш и оплата их работы.
Минэко настолько хорошо овладела искусством танца, а также искусством нравиться своим клиентам, что ее начали приглашать на свои приемы различные высокопоставленные особы. Меня повеселила ее история встречи с английской королевой Елизаветой II и принцем Чарльзом. Минэко Ивасаки стала настолько популярна, что ее ждали буквально во всех чайных домах Киото. Такая популярность, с одной стороны, обернулась высокими заработками до 500 000 долларов в год, а с другой стороны, отсутствием времени даже на сон. Бывали дни, когда гейша спала не больше трех часов в сутки. Автор книги рассказывает и о печальных фактах своей биографии – зависти со стороны своих конкуренток, проблем со здоровьем, обманом со стороны возлюбленного. Попытки гейши уйти из общины и снять квартиру, также потерпели фиаско. Минэко совершенно не была приспособлена к самостоятельной жизни.

Ко времени заката своей профессиональной карьеры, Минэко начала искать иные способы заработка. Институт гейш уже к 80-м годам прошлого века, стал постепенно уничтожаться. Косность этой системы не могла противостоять меняющемуся миру и новому поколению богачей. На гейш все больше смотрели как на пережиток прошлого. Минэко пыталась реформировать эту систему, но безуспешно.

Книга мне понравилась. Она написана в неторопливой манере и в целом, осталось ощущение, что произведение имело своей целью показать читателям отличие гейш, от куртизанок.

Мир гейш настолько пленил меня, что я посмотрела уже несколько фильмов о них, и даже начала вышивать картину с этими японскими красавицами. Но об этом расскажу в другой раз.

Tags:

Posts from This Journal by “книги” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

hrizantema_8
Feb. 28th, 2017 03:14 pm (UTC)
Найди Овчинникова Ветка сакуры,она есть в сети.
Это не художественная книга,но в ней о культуре много.

*исправила опечатки..))

Edited at 2017-02-28 03:15 pm (UTC)

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Page Summary

Powered by LiveJournal.com