?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У меня тут началась гейшемания.

Началась неожиданно, после того, как я прослушала книгу Артура Голдена «Мемуары гейши». Конечно, я видела фильм по этой книге, несколько лет назад, но тогда, он не оставил во мне ни какого впечатления, кроме, разве что, пары кадров с цветущей сакурой. Книга намного больше и глубже фильма (хотя и о нем я планирую написать отзыв).
В первую очередь, в фильме практически отсутствует история жизни Саюри до того, как она попала в общину гейш, да и вражда с Хацумомо как-то неубедительно проиллюстрирована.

Надо сказать, что, до прочтения книги у меня были собственные преставления о гейшах, и они сильно отличались от общераспространенных. Еще, будучи студенткой, я изучала курс мировой художественной культуры, из которого узнала, что о таком явлении как гейша. В культуре Японии гейша, или гейко сродни особому виду искусства - искусство развлекать гостей. Поэтому, в начале, когда я стала знакомиться с романом, я сильно расстраивалась, где общину гейш показали как сборище разъяренных кошек. Но, по мере прослушивания, я, все больше и больше, втягивалась в перипетии жизни Саюри, да и мысль, о том, что это, все же, художественное произведение, да к тому же, написанное иностранцем, несколько примирила меня с такой картиной.

Сюжет в целом незамысловат. Можно даже сказать, что это очередная интерпретация Золушки. (Кто читает мой журнал давно, знает, что это одна из моих любимейших сказок).

Действие романа разворачивается в 30-е года ХХ века, время наивысшего расцвета культуры гейш. Девятилетняя Чио вместе со своей старшей сестренкой Сацу живут в рыбацкой деревне Йоридо. У них есть бедный домишко, настолько кривой, что прозван «подвыпившим», есть старый отец и тяжелобольная мать. Месяцами они ни чего не едят кроме рыбы. Но Чио не знает иной жизни, да и детство в любых условиях, это детство. Все меняется, когда девочки попадают в дом торговца рыбой Танака Ичиро. Торговец увидел, что маленькая Чио обладает прекрасными глазами, светло-серого цвета. Видимо, эта особенность девочки наталкивает его на мысль, что ребенка можно пристроить в квартал гейш. Танака убеждает отца продать девочек ему. А дальше, девочки попадают в Киото, где Чио суждено стать гейшей, а Сацу - проституткой. Девочки пытаются бежать, но младшей побег не удается. В наказание, старшая гейша, переводит Чио в разряд служанок. Быть Чио всю жизнь в услужении, если бы она не встретила Председателя. Эта судьбоносная встреча меняет жизнь девочки.

Жизнь в общине для юной Чио, а потом и Саюри (имя ей поменяли, когда она стала ученицей гейши) напоминает хождение по минному полю. Думаю, что лишь мое небольшое знание образцов культуры и искусства Японии порой спасало меня в те моменты, когда автор пытался отвлечься от пересказов ссор и склок женщин, и рассказать о красивом кимоно, или чайной церемонии.

Увы, тут писатель не утруждал себя глубоким анализом того или иного вида искусства, которому обучалась Саюри. Хотя, несколько ярких моментов и штрихов он все же добавил, как то замораживания пальцев в бадье со льдом, перед тем как начать играть на сямисэне, или разучивание танцев в уме, пока приходилось выполнять многочисленные поручения старших женщин. Тем не менее, долгий и трудный путь становления молодой гейши описан интересно.

Думаю, что в интересах повышения будущих продаж, Артур Голден ввел в роман целый кусок посвященный такому понятию как мизуаж. Так как эта история является кульминацией всего романа, у меня сложилось впечатление, что ради этого и была написана история. С этого момента, становиться не совсем понятно, зачем все эти танцы с бубнами школы гейш и обучения различным видам искусства, если красивых и свеженьких юных дев можно, гораздо дешевле, купить в соседнем квартале проституток. Но, автор же, не собирался объяснять, в чем различие гейш от куртизанок.

Дальнейшая часть книги наполнена историческими событиями жизни Японии (вступление во Вторую мировую войну, оккупация американцами), и рассказами о том, как Саюри меняла одного богатого покровителя на другого. Но душой, она, по-прежнему, стремилась к Председателю.
Живость языка, быстрая смена событий, надежда на воссоединение с любовью всей жизни Саюри - все это заставляла меня продолжать слушать роман. А попутно, крепло во мне желание поискать историю какой-нибудь реальной гейши. Уж наверняка, выход скандального романа побудил какую-нибудь даму, в прошлом обитающую в кварталах гейко, написать опровержение.

И я была права. Оказывается, прообразом Саюри стала реальная гейша Минэко Ивасаки, которую Артур Голден интервьюировал в процессе написания книги. Родилась она уже после войны, да и происхождение имела аристократическое. После опубликования «Мемуаров гейши» она даже подала в суд за клевету на писателя. А немного позже, издала свою автобиографическую книгу «Настоящие мемуары гейши». Минэко Ивасаки до того как она ушла из профессии в 29 лет была самой высокооплачиваемой гейшей Японии.

Ее история, уже больше посвящена искусству обучения гейш, их повседневным заботам и почетным обязанностям. Минэко, а в детстве она имела имя Масако, происходила из семьи разорившегося дворянина. Ко времени появления девочки на свет (всего в семье было 11 детей), отец занимался тем, что расписывал кимоно. Понятно, что в такой большой семье, одного работающего взрослого было недостаточно. Старших девочек отец продал в квартал гейш, а потом пришел черед и Масако. Если бы не тяжелое положение семьи, отец не пошел бы на такой шаг. Но хозяйка одной общины гейш предложила удочерить Масако и, в будущем, передать той все свое имущество. Пятилетнюю девочку поставили перед выбором: остаться дома или навсегда его покинуть. Удивительно, но девочка выбрала второе. Автор книги объясняет свой поступок тем, что уже в этом возрасте она серьезно увлеклась танцами, и понимала, что отец не сможет отдать ее в школу танцев, а гейши смогут.

Мне было очень интересно узнать, как устроены школы гейш, какие виды искусства они изучают, как происходит найм гейш и оплата их работы.
Минэко настолько хорошо овладела искусством танца, а также искусством нравиться своим клиентам, что ее начали приглашать на свои приемы различные высокопоставленные особы. Меня повеселила ее история встречи с английской королевой Елизаветой II и принцем Чарльзом. Минэко Ивасаки стала настолько популярна, что ее ждали буквально во всех чайных домах Киото. Такая популярность, с одной стороны, обернулась высокими заработками до 500 000 долларов в год, а с другой стороны, отсутствием времени даже на сон. Бывали дни, когда гейша спала не больше трех часов в сутки. Автор книги рассказывает и о печальных фактах своей биографии – зависти со стороны своих конкуренток, проблем со здоровьем, обманом со стороны возлюбленного. Попытки гейши уйти из общины и снять квартиру, также потерпели фиаско. Минэко совершенно не была приспособлена к самостоятельной жизни.

Ко времени заката своей профессиональной карьеры, Минэко начала искать иные способы заработка. Институт гейш уже к 80-м годам прошлого века, стал постепенно уничтожаться. Косность этой системы не могла противостоять меняющемуся миру и новому поколению богачей. На гейш все больше смотрели как на пережиток прошлого. Минэко пыталась реформировать эту систему, но безуспешно.

Книга мне понравилась. Она написана в неторопливой манере и в целом, осталось ощущение, что произведение имело своей целью показать читателям отличие гейш, от куртизанок.

Мир гейш настолько пленил меня, что я посмотрела уже несколько фильмов о них, и даже начала вышивать картину с этими японскими красавицами. Но об этом расскажу в другой раз.

Tags:

Posts from This Journal by “книги” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

hrizantema_8
Feb. 26th, 2017 06:40 am (UTC)
Я сразу же приняла фильм Мемуры гейши.
Книгу прочла позже.
В ней и были какие то мелкие ответы на мелкие вопросы.
Фильм считаю лучше книги.

Вот ты пишешь о том,что мало в фильме о жизни девочки до того,как родители её продали..
а к чему подробности о голодном детстве и лишениях?
это и так понятно.
Не от хорошей жизни торговали детьми.
Этого и в России было полно,только мало кто об этом писал..спасибо уж Куприну,что нам оставил "Яму"...

Фильм Гейша замечательный..я часто его пересматриваю.

не Председатель там лучик света..
а труд и какая то вера в светлое..
Именно этим и наделена Саюри.
Иначе бы просто не выжила..
не встреть она того мужика,все равно бы она осталась той Саюри,с которой написали сценарий.
это фильм о женской неисчерпаемой силе..

а про жизнь гейш я немало читала..
образно говоря-это ходячий институт красоты и изяществ..
по сравнению с афинскими гетерами равноценен..
еще одна моя горячая любовь..))
missmarymorstan
Feb. 26th, 2017 09:27 am (UTC)
ПО фильму сделаю отзыв, там все и скажу. А гетер я думала вписать в пост, но побоялась, что не все поймут, их же тоже с проститутками путали.
hrizantema_8
Feb. 26th, 2017 02:02 pm (UTC)
напрасно побоялась..кто не знал,что гетеры не были проститками,узнал бы..
а кто знает,тому разжевывать не надо.

а вот фильмы про гетер есть,интересно?
читала девчонкой Таис Афинскую,белугой ревела,когда её подругу убили.))
missmarymorstan
Feb. 26th, 2017 05:39 pm (UTC)
А вот я ее не читала. Нашла аудиокнигу, послушаю с удовольствием.
hrizantema_8
Feb. 26th, 2017 05:40 pm (UTC)
книга отличная.. она у меня есть.))
tommydom
Feb. 26th, 2017 09:00 pm (UTC)
А мне запечатлелось, как она отмаливает своих неродившихся детей - вот заложница своего положения, а у древнегреческих гетер могли быть дети
hrizantema_8
Feb. 27th, 2017 02:17 am (UTC)
да что далеко ходить..
Мельников-Печерский наглядно рассказал как молодые девки,согрешив без замужества рожали..
ребенка сбывали в чужую семью,девку в монастырь куда подальше с глаз.
Одна из главных героинь мать Манефа родила в монастыре уже,куда богатый родитель её упрятал с брюхом.
Но дочь оставили при ней..Фленушка выросла,не зная,что Манефа ей родная мать.

И наоборот в книге Улицкой "Казус Кукоцкого" поднималась тема
о запрете на аборты.Ведь до дикости доходило..
сколько баб умирало после старух-повитух,которые грязной спицей
операции производили.Умирали если не от инфекций,так от потери крови..

и вот интересная тенденция вырисовывается..
женщин обвиняли в чем только можно-и блудницы то и шлюхи,прелюбодейки,ребенка без мужа родила-грех и позор на всю семью..
даже вот такие профессии как гейша или гетера и те были с оттенком осуждения,мол,мужиков услаждать и неважно каким способом..
а что гейши всю жизнь и учились и трудились,а гетеры и вовсе были всесторонне и образованы и развиты-это кот начхал.

А вот кого б мы могли из мужиков назвать шлюхой,блудником и т.д.?
Если вешали ярлык на кого-то бабник,так это бывало редко..
и на это смотрели сквозь пальцы.
Родила девка вне замужества-грех и позор.
И часто ведь знали отца этого дитя..
с него как с гуся вода,а девку живьем сжирали просто..

немного не в тему..
Есть фильм "Одна война" о женщинах,которые живут на северном острове со своими детьми,май 1945 года.
Дети от оккупантов.Среди пятерых женщин есть изнасилованные.
И все они виноваты перед страной и людьми.
Виноваты за то что родили и любят своих детей.
Не повесились,не пошли к повитухам уродоваться,не отказались от ребенка после родов..
я не знаю где такое еще могло бы быть,но в советской России это было.
Ненависть к врагам зашкаливала просто до потери разума.
ладно,что время такое такое тяжелое-сталинское,так ведь и люди чаще всего искренне полагали-все верно..
таким женщинам не место в обществе.

в фильме после победы детей рассовали по дет.домам,а матерей в лагеря.
и все на законных основаниях.
missmarymorstan
Feb. 27th, 2017 07:41 am (UTC)
Согласна с тобой, все эти произведения читала и фильмы смотрела. Такое вот патриархальное общество - что позволено Юпитеру, то не позволено быку.
hrizantema_8
Feb. 27th, 2017 11:51 am (UTC)
причем эта модель распространена даже в обычных семьях.
tommydom
Feb. 27th, 2017 08:19 am (UTC)
У Распутина в "Прощании с Матерой" нет никакого осуждения таким женщинам, наоборот, ребенок как связь с жизнью, ее смысл, потому что он есть, о нем нужно заботиться в самом простом - накормить и приласкать. Оказывается, без "заботы" властей гораздо правильнее бывает. И Маргарита у Гете получила спасение за свои страдания, несмотря на то что усыпила мать до смерти, чтобы встречаться с Фаустом, утопила дитя, пребывая в горе. "Казус Кукоцкого" - это сильный аргумент за то, что запретами добьешься только ухудшения положения
missmarymorstan
Feb. 27th, 2017 08:57 am (UTC)
Сваливать все на власть я бы не стала. Да в родоплеменном строе не важно было от кого ребенок, да и в разных более поздних временах, в "не цивилизованных" странах ребенок вне брака был обычным явлением, даже замуж предпочитали брать женщину с ребенком. А со временем, приоритетом стали "законные" дети. А власти скорее регулировали эти процессы на уровне законодательства. А детях должны заботиться их родственники, а незаконные дети падают на плечи государства. А оно надо государству? Я не защищаю власти, лишь констатирую факт.
hrizantema_8
Feb. 27th, 2017 11:49 am (UTC)
книгу не читала,а фильм несколько раз пересматривала..
и вот снова по сюжету-уничтожение деревни во благо людям.
Воистину лес рубят-щепки летят.
ну как тогда хвастали,что и горы свернут и реки вспять повернут..
А то что это нарушает природный баланс,это ерунда..

Я,конечно,не о Братской ГЭС говорю,но многое начато и брошено..
БАМ к примеру-стройка уже второго века.
Начата еще до войны 41 года.

Матеру Распутин написал в 76 году,когда отношение уже несколько изменилось к матерям одиночкам.
Но вот в моем поселке (Читинская область,Могочинский район,п.Сбега) их молчаливо осуждали.Моя учительница литературы чуть больше года отработала у нас на практике.Родила от парня младше себя на три года.
Он в армию ушел..она его ждала..её ж едва не выжили сплетнями..
а он вернулся домой с новой девкой..И тут же женился на ней..
Мало было учительнице позору и осуждения,так он её вообще добил..
уехала она куда то совсем с ребенком.
А благодаря ей отчасти я люблю литературу.
и вот ему ничего..а виновата во всем она..
я тогда такая злая была,что и на свадьбу не пошла,хоть и звали.

Власть во многое вмешивается при этом часто свои прямые обязанности не выполняя.Что в России,что у нас есть недоработанные законы,которые уже действительные.И длится это годами
missmarymorstan
Feb. 27th, 2017 03:58 pm (UTC)
Оля, я даже больше скажу. Наличие ребенка не обязательно. В моей семье существует такая история. Родная сестра моей бабушки в 13 лет подверглась сексуальному насилию со стороны фашистов. Беременность не наступила, но в деревне все знали что "девка порченая". Ей пришлось уехать из деревни, а затем (не скажу, что это основной повод, но все же) перебралась в Эстонию, где и поныне живет.
hrizantema_8
Feb. 27th, 2017 08:10 pm (UTC)
ой бедная,какой ужас..до чего ж люди жестокие..
а где живет твоя родственница у нас?

моя тетка по маме предпоследняя,родила без мужа,будучи студенткой.
Брата двоюродного скрывали в детдоме.
Он там полгода прожил.
Потом как то баба проболталась деду..
устроил все такую взбучку,что Женьку мигом забрали и рос он уже с дедушкой и бабулей.Сыновей у них не было,только дочери..
Дед дал Женьке свою фамилию.
Не прервался род Пономаренко.
А когда брат вырос,то пошел по стопам деда и выучился на машиниста..
позже институт в Чите закончил и уже пошел в начальство.
missmarymorstan
Feb. 28th, 2017 07:41 am (UTC)
Она живет в Кохтла-Ярве.
hrizantema_8
Feb. 28th, 2017 03:38 pm (UTC)
Эстоноязычный город.
Северо-запад Эстонии..мы живем на северо-востоке.
4 часа от меня на автобусе..))
Там располагается и санаторий,к которому
дочь прикреплена..но ни разу так туда и не собрались,хотя
там и отель в старинной усадьбе отличный и сад при нем замечательный
и море и сосновая роща..
tommydom
Feb. 28th, 2017 09:06 am (UTC)
По поводу законов: страшновато становится, наблюдая за тем, как порой работает ювенальная юстиция, далеко не во благо семьи, формально и бездушно
missmarymorstan
Feb. 28th, 2017 11:38 am (UTC)
Ювенальная юстиция - страшилка, да.
hrizantema_8
Feb. 28th, 2017 03:13 pm (UTC)
Люди даже для медиков прежде всего-рабочий материал.
что уж о законах говорить.

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com